Онтологическое описание
Изначальные тексты Вед - Риг-веда, Яджур-веда, Сама-веда и Атхарва-веда - обращаются в своих гимнах к различного рода существам, от которых, как видно из самих текстов, зависит течение дел во вселенной, включая, разумеется и мать-землю. В основном эти тексты прославляют некого Индру, наделяя его всеми благими качествами и сверхъестественными способностями. Индра считается царем райского царства, и ему поклоняются в надежде когда-нибудь попасть туда.
Мир сказок, в который погружалось сознание западного человека на протяжении столетий, не дает современному образованному человеку всерьез принимать утверждения Вед, касающихся полубогов, правителей вселенной, царей рая и ада. Тем не менее, если принять эти описания хотя бы теоретически, нам откроется удивительная картина вселенской гармонии, порядка и справедливости. С пониманием роли полубогов человеку удастся глубже понять свою собственную жизнь, увидеть путь к процветанию, а также исправить ошибки, ведущие к бедам и страданиям.
Во вселенной насчитывается тридцать три миллиона полубогов. На санскрите они называются деваты, "божественные". В их распоряжении находятся: 1) первоэлементы материи - эфир, воздух, огонь, вода, земля, ум, интеллект и ложное эго; 2) стороны света (север, юг, восток и т.д.); 3) процессы развития вселенной - творение, поддержание и разрушение (гуны природы); 4) продолжительность жизни и смерть; 5) ведическое знание (олицетворенные Веды).
Полубоги делятся на три основных категории: 1) Сам Всевышний в одной из Своих экспансий занимает пост того или иного полубога (такое случается, когда во вселенной не находится ни одного живого существа, качества которого позволяли бы ему занять пост полубога); 2) Господь Шива - вечный правитель материальной природы, Он по доброй воле принимает на себя заботу о гуне невежества, хотя сам никогда не попадает под ее влияние, он также является управителем ложного эго; 3) души, подобные нам, обретают статус полубога за особые заслуги (благочестивая деятельность и, в первую очередь, преданное служение Всевышнему).
Тела полубогов состоят из иного набора материальных элементов, в отличии от тел земного типа (которые в основном состоят из воды). Так, например, тело Господа Брахмы, творца той или иной вселенной, целиком состоит из элемента буддхи, "разума". А тело Сурьи, полубога солнечной энергии, целиком состоит из огня. Так Веды подтверждают мысль, что каждое живое существо может обитать в любой среде, если у нее есть подходящее для этого тело.
Поклонение полубогам
Веды раскрывают нам секрет взаимоотношений человека и полубогов. Полубоги питаются особого вида энергией, которая генерируется в процессе жертвоприношений, проводимых людьми. Ведические жертвоприношения - сугубо научный процесс. Строгие правила жертвоприношений не позволяли проводить их кому попало. Для этого необходимы были обученные жрецы, способные без запинки повторять санскритские гимны и мантры. Ошибки в такого рода воспевании были чреваты нежелательным исходом жертвоприношения. В древности в жертву приносились животные и злаки. В нашу эпоху, Кали-югу, такие жертвоприношения запрещены. Можно приносить в жертву лишь свою гордыню и зависть, предавшись лотосным стопам Всевышнего Господа Шри Кришны и воспевая Его святые имена: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Власть полубогов огромна, однако все они зависят в своей деятельности от Верховного Господа. Иногда в Ведах Бога называют Дева-девой, "главным среди полубогов". Все полубоги суть вечные слуги Господа, поэтому в своей деятельности они руководствуются указаниями Господа. В "Бхагавад-гите" Шри Кришна нелестно отзывается от тех, кто ждет благ лишь от полубогов, не обращая внимания на Верховного Повелителя всех полубогов. Кришна объясняет, что такое пренебрежение Верховным Господом наблюдается у людей, чей разум изъеден всевозможными мечтами о богатстве и чувственном наслаждении. По сей день в Индии можно встретить почитателей всевозможных полубогов, отчего в западной индологии сложилось неверное представление о ведической культуре, как о языческом политеизме. Однако "Бхагавад-гита" недвусмысленно утверждает, что над всеми полубогами стоит Верховный Господь и что полубоги - это верные слуги Бога. Такая точка зрения, если ее примут современные люди, позволит преодолеть психологический и, может быть, даже теологический барьер между последователями современного монотеизма в лице представителей различных мировых религий и адептов различных национальных культов (например, поклонение древнерусскому богу Перуну или поклонение богам древней Греции). Все эти боги древности - суть одни и те же личности, которым поклонялись под разными именами в разных странах с разными культурами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий