среда, 28 декабря 2011 г.

Вечные ответы Юдхиштхиры Махараджа

- Что делает человека образованным? Как человек приобретает высокое положение? Какова вторая суть человека и как человек становится мудрым?

- Изучая Веды, человек становится образованным. Аскетизм поднимает человека на возвышенное положение. Разум - вторая суть человека, а служение старшим дает мудрость.

- Какова отличительная священная черта Брахманов? Какова их практическая деятельность, доказывающая их набожность, каковы их человеческие признаки, и какова деятельность проявляет их нечестивость?


- Изучение Вед - отличительная священная черта Брахманов. Их аскетизм - практическая деятельность, доказывающая их набожность, смерть - их человеческий признак, злословие - их нечестивость.



- Какова отличительная священная черта кшатриев, в чем их благочестие и нечестивость, и каковы их человеческие недостатки?

- Стрелы и оружие - их священные признаки, жертвы - их благочестие, а покинуть бедствующих - их нечестивость. Страх - их человеческий недостаток.

- Какова Сама жертвоприношения, каков ее Яджур и без чего она не может обойтись?


- Жизнь - это жертвенная Сама, разум - это ее Яджур, а Риг - без чего она не сможет обойтись.

Юдхиштхира понимал все буквально. Под жертвой он подразумевал духовное жертвоприношение для обретения чистого знания. В общем значении, для жертвоприношения, которое производится с помощью огня и мантр, обязательны три Веды: Сама, Яджур и Риг. Но в индивидуальном плане, для духовного жертвоприношения кроме мантр из трех Вед, необходимы жизнь, разум и овладение истинным знанием. В особенности, духовное жертвоприношение зависит от молитвы, представленной мантрами Риг-веды.

Якша выдержал паузу.


- Что самое ценное для земледельца, для сеятеля, для человека, жаждущего процветания и для родителя?


- Дождь - самое ценное для земледельца, для сеятеля - зерно, для человека, жаждущего процветания - корова, а для родителя - сын.

- Кто из людей, дышащих, наделенных разумом, уважаемых миром и наслаждающихся чувственными удовольствиями, тем не менее, названы неживыми?


- Человек, не удовлетворяющий богов, гостей, слуг, предков и себя освященной пищей, называется мертвым, хоть он и продолжает дышать.

- Что важнее земли? Что выше неба? Что быстрее ветра? И что многочисленнее трав?


- Мать важнее земли. Отец выше неба. Ум быстрее ветра, а мысли - многочисленнее трав.

Юдхиштхира понял это, служа, матери, которая могла обнять землю, и отцу, который мог дотянуться до небес.

Якша продолжил:


- Что не закрывает глаза, когда спит? Что не шевелится после рождения? У чего нет сердца, и что движется собственной силой?


- Рыба не закрывает глаза, когда спит. Яйца не шевелятся после рождения. У камня нет сердца, а река расширяется собственной силой.

- Кто друг изгнанника, домочадца, больного и умирающего человека?


- Друг изгнанника - его спутник, друг домочадца - его жена, врач - друг больного, а благотворительность - друг умирающего.

- Кто гость всех существ? Какова вечная религия? О царь царей, что дает жизненный нектар и что пронизывает всю вселенную?


- Анги - гость всех существ. Коровье молоко - жизненный нектар. Жертвенное предложение Господу гхи в огне - вечная религия, а всю вселенную пронизывает эфир.

- Что путешествует в одиночестве? Что снова рождается, будучи рожденным? Какова противоположность холоду и каково самое большое поле?


- Солнце путешествует в одиночестве. Месяц рождается заново. Агни - противоположность холоду, а земля - самое большое поле.

- Каково наивысшее прибежище благочестия? А славы? Каково прибежище блаженства, а каково счастья?


- Щедрость - наивысшее прибежище благочестия, благотворительность - славы, правда - блаженства, а высшее прибежище счастья - праведное поведение.

- Что есть душа человека? Кто его друг, данный судьбой? Какова его главная поддержка и каково его лучшее пристанище?


- Душа человека - его сын; его жена - друг, данный судьбой; небеса - его главная поддержка, а благотворительность - лучшее пристанище.

- Что наиболее достойно похвал, что наилучшее богатство и счастье? И какова наибольшая польза?


- Мастерство наиболее достойно похвал. Знание - наилучшее богатство. Здоровье - наибольшая польза, а удовлетворенность - наивысшее счастье.

- Каково наибольшее достоинство в мире? Какая религия всегда приносит плоды? Что, будучи под контролем, никогда не принесет несчастья? И дружба с кем никогда не прервется?


- Наибольшее достоинство - не причинять вред живым существам. Религия трех Вед всегда приносит плоды. Контролируемый ум никогда не принесет несчастья, а дружба с праведником никогда не прервется.

- Отказавшись от чего, человек становится всеми любим? Отказавшись от чего, можно не потерпеть неудачи? Отказавшись от чего, обретаешь богатство; и отказавшись от чего, обретаешь счастье?


- Отказавшись от гордыни, человек становится всеми любим. Отказавшись от гнева, не потерпишь неудачи. Если отбросить желания, становишься богат, а без алчности - счастлив.

- За что человек дает милостыню брахманам, танцорам, слугам и царям?


- Брахманам - за духовные заслуги, танцорам - за славу, слугам - за их поддержку, а царям - за свободу от страха.

- Чем покрыт мир? Что не дает раскрыть самого себя? За что оставляют друзей и что мешает человеку достичь небес?


- Мир покрыт тьмой. Духовное невежество препятствует самосознанию. Друзей оставляют за их алчность, а связь с миром не позволяет достичь небес.

- За что к человеку относятся, как к мертвецу? За что царство считают мертвым, а за что - жертву?


- К жалкому человеку относятся, как к мертвецу, хотя он живет. Царство без царя считается мертвым, а жертва - без благотворительности.

- Каким путем должен идти человек? Что считают водой, пищей и ядом? Когда уместна шраддха?


- Человек должен идти следами благочестивых. Космос называют водой в ведических текстах по космологии. Корова считается пищей, поскольку она дает молоко для гхи; потом гхи используют в жертвоприношениях, а благодаря жертвоприношениям идет дождь, из которого зерна получают влагу. Просьба - это яд. Шраддха уместна, когда рядом квалифицированный брахман.

Юдхиштхира не был уверен в тому, удовлетворяли ли его ответы Якшу. Он вопросительно посмотрел на него.


- Каково твое мнение, о Якша?


Но Якша просто продолжил свои вопросы.

- Какова характеристика настоящего аскетизма? А самоконтроля? Из чего состоят прощение и стыд?


- Следовать религиозным обязанностям - это аскетизм. Самоконтроль означает постоянно памятовать о Господе. Прощение состоит из сдерживания неприязни, а свобода от стыда означает отказ от всей низкой деятельности.

- О Царь, что называют истинным знанием? Что такое спокойствие? Что считается наибольшей добродетелью, и что такое простота?


- Понимание Брахмана - истинное знание. Мир в сердце - это спокойствие. Доброта - это желание благополучия всем существам, а простота - это спокойствие ума.

- Каков непобедимый враг человека? Каков его неизлечимый недуг? Кого считают честным, а кого нечестным?


- Гнев - непобедимый враг. Жадность - неизлечимый недуг. Честный человек добр ко всем существам, а жестокий человек - нечестен.

- О великий правитель, что такое невежество? Что называют гордыней? Что понимают под тщетностью? И что называют горем?


- Не знать религиозных обязательств - это невежество. Гордыня - это считать себя исполнителем всех действий этого мира, не признавая высшую силу, контролирующую все. Тщетность - это не выполнять своего религиозного долга, а невежество - это горе.

- Что называют устойчивостью, а что терпением? Что считают лучшим очищением, и что считают милосердием?


- Устойчивость значит твердо выполнять религиозные обязанности. Терпение означает контроль над чувствами. Наивысшее очищение - это очищение ума ото всех нечистот, а милосердие означает защищать всех существ.

- Кого считают обученным? Кто такой атеист? Кто невежественен? Что считают желанием, и что такое зависть?


- Обученный - тот, кто знает свои обязанности. Невежественный человек - это атеист, а атеист - невежественный человек. Желание означает тягу к мирским вещам, а зависть - это лишь изъян сердца.

- Что такое лицемерие? Какова милость богов? Что называют порочностью?


- Лживо выдавать себя за религиозного человека - это лицемерие. Милость богов - это результат милосердия. Порочность означает клеветать других.

- Добродетель, пользу и удовольствие противопоставляют друг другу. Как же они смогут сосуществовать?


- Когда муж и жена находятся в счастливом союзе для выполнения религиозных обязанностей, эти три понятия могут сосуществовать в гармонии.

- О лучший из Бхарат, кто обречен на вечное проклятие? Быстро отвечай на этот мой вопрос.


- Тот, кто зовет брахмана, но не дает ему милостыни, обречен на вечный ад. Также в ад навечно попадает тот, кто отрицает истину Вед, браминов, богов и религию своих праотцов. И богатый человек, отказывающийся делать пожертвования, также страдает от вечного проклятия.

- О царь, скажи мне, что делает человека брамином? Его рождение, добрая удача или изучение Вед?


- Слушай, о Якша, о достойный поклонения, какие истинные качества брамина. Его узнают по его поведению. Рождение и учение, и даже знание всех Вед бесполезны без хорошей удачи. Брамин тот, кто исполняет свои религиозные обязанности, предлагает жертвы и держит чувства под контролем. Иначе человека можно считать всего лишь шудрой.

- Что достигается приятными речами? Чего достигает тот, кто действует лишь тщательно подумав? Чего достигает человек, у которого много друзей? И что получает благодетельный человек?


- Человек с приятными речами становится всеми любим. Тот, кто действует осторожно, получает то, что ищет. Человек, у которого много друзей, проживает счастливую жизнь; а благодетельный человек обретает счастье в следующей жизни.

- Что может спасти душу из пут материи? Кто сопровождает ее, кто ее поводырь на духовном пути, и в чем ее основа?


- Знание о Верховном Господе спасает душу. Божественные качества - ее спутники, дхарма - ее поводырь, а основа ее - истина.

- Что делает человека сведущим? Как человек достигает наивысших высот? Как он обретает второго себя, и благодаря чему, о царь, становится он мудрым?


- Сведущим человека делает изучение Вед. Аскетизм помогает достичь ему наивысших высот. Разум - это второе "я", а служение старшим дает мудрость.

Потом Якша стал спрашивать обо всем, от всемирной мудрости до знания религиозных и духовных вопросов. Юдхиштхира без колебаний ответил на все вопросы. В конце Якша сказал:


- Я удовлетворен. Ответь на четыре последних вопроса, и я верну жизнь одному из твоих братьев. Кто счастлив в этом мире? Что самое удивительное? Какова склонность этого мира, и как может человек найти вечный путь религии?

Со сложенными ладонями Юдхиштхира ответил:


- Тот, кто не сомневается, не находится в ссылке, кто живет простой жизнью и ест простую пищу в своем доме, - тот счастлив. Самое удивительное то, что хотя каждый день многочисленные существа попадают в пристанище смерти, человек считает себя бессмертным. Склонность этого мира - котла с солнцем и его огнем, днями и ночами и их топливом, месяцами и временами года с их деревянной ложкой - в том, что все существа варятся во времени. Вечный путь религии можно найти только в сердце великих мистиков.

Якша улыбнулся.


-  Ты верно ответил на мои вопросы. Скажи, кого из братьев ты хочешь вернуть к жизни?


- О Якша, верни к жизни Накулу, высокого, как дерево чамыш, с широкой грудью и длинными руками.


Якша был удивлен.


- Бхима точно более важен для темя, чем Накула. О царь, Арджуна - твоя главная поддержка. Почему ты просишь оживить Накулу?


- Тот, кто жертвует достоинством, сам себя губит, - ответил Юдхиштхира, а тот, кто бережет достоинство, будет им же сохранен. А я всегда осторожен, и сохраняю достоинство. Для меня главное достоинство - воздерживаться от жестокости, это главнее всех мирских достижений. Поэтому я прошу о Накуле. Сейчас у Кунти остался один сын, а у Мадри - ни одного. Желая одинаково относиться к моим двум матерям, я прошу оживить Накулу.


- Поскольку, о Пандав, ты предпочел всем плодам и желаниям воздержание от гнева, я верну к жизни всех твоих братьев.


Якша сказал четверым братьям встать с земли, как будто проснуться ото сна. Они почувствовали прилив сил и отсутствие голода и жажды.


Потом Юдхиштхира спросил у Якши:


- Кто ты, о великий, принявший форму журавля? Открой свое истинное лицо. Ты бог? Возможно, ты мой отец?

Юдхиштхира верно угадал, и Якша ответил:


- Я действительно твой отец, о лучший из Бхарат. Знай, что я Дхарма. Я пришел, чтобы познакомиться с тобой. Слава, правда, самоконтроль, чистота, простота, милость, смиренность, спокойствие, аскетизм и безбрачие - части меня. Меня можно постичь, отказавшись от жестокости, будучи беспристрастным, миролюбивым, аскетичным, чистым и смиренным. У тебя есть все эти качества, дорогой сын. По счастливой судьбе ты смог овладеть умом и чувствами и обрести благость. Я хотел проверить тебя, и остался полностью доволен. Проси у меня любые дары, я все выполню. Те, кто навечно преданны мне, не должны испытывать несчастий.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

1 комментарий: