(март 1966 г., Нью-Йорк)
Шрила Прабхупада: Я говорю сейчас с вами: я не совершенная личность, я не могу дать вам какого-то бы то ни было знания. Я не могу также придумать какое бы то ни было знание. Если я буду делать это, то я просто буду обманывать вас. Я могу просто представить перед вами изначальное знание. Я могу объяснить это знание доступным для вас образом, но не отклоняясь от изначального текста.
Здесь ясно утверждается Верховной Личностью Бога:
на тв эвахам джату
/БГ 2.12/
/БГ 2.12/
Ахам означает Шри Кришна, сам Шри Кришна. Иногда мы можем жонглировать словами, грамматикой, но я не понимаю этого. Ахам, то есть Я, Я сам. Когда я говорю «я сам» - это указывает на меня. Когда вы говорите ахам, это указывает на вас. Но это не означает, что есть общее понимание слова "я сам". Это не так, что мы слились воедино когда вы говорите «я» и я говорю «я». Когда вы говорите «я говорю» это вы. Когда я говорю «я» это означает что я. Я говорю. Это не означает что ваше я и моё я стали едины.
Итак, Шри Кришна говорит: на тв эвахам. Вот здесь ахам означает Шри Кришна. И ты - это означает Арджуна.
И дальше на твам неме джанадхипах. И также все цари. То есть он разделяет всю аудиторию на троих: Я, ты, и они. На три составных разделяет. И он снова подтверждает это словом сарве - всех. Он никогда не отождествляет всех. Он не сливает всех в одно. Такова концепция Шри Кришны.
Итак, Шри Кришна говорит: на тв эвахам. Вот здесь ахам означает Шри Кришна. И ты - это означает Арджуна.
И дальше на твам неме джанадхипах. И также все цари. То есть он разделяет всю аудиторию на троих: Я, ты, и они. На три составных разделяет. И он снова подтверждает это словом сарве - всех. Он никогда не отождествляет всех. Он не сливает всех в одно. Такова концепция Шри Кришны.
Итак, если вы интерпретируете слово ахам, "я", по-другому, то есть вы говорите, что это ты или он или она, - это следствие вашего невежества. Поскольку я в невежестве, если я вижу по-другому, чем вы, это может быть ошибкой.
Но Шри Кришна, Господь Шри Кришна не может видеть всё так. Он над всем этим невежеством, поскольку он всесовершенен. Мы уже дали такое определение: Верховный Господь полон знания. Он полон знания, высшего знания. Верховная Личность обладает полным знанием, и не может совершить никаких ошибок. Нет, не может. Как Он может совершить какую-то ошибку? В этом случае нет смысла в том, что мы говорим «полное знание». Если вы обладаете полным знанием, то как вы можете совершить ошибку? Таково невежество двойственности.
Они говорят: Мы видим две вещи из-за нашего невежества. Две вместо одной. Всё одно. Вы не можете сказать, что Шри Кришна находится в таком невежестве. Ведь в этом случае Его наставления всей Бхагават-гиты, которые все авторитеты принимают, считают их важными, все учёные, - всё это нужно отвергнуть.
Если мы предположим, что Шри Кришна также совершает ошибки или обладает несовершенным знанием, - тогда всё нужно отвергнуть. Но это не так. Шри Кришна – это Верховная Личность Бога. Он обладает полным знанием. И поэтому Он говорит:
Я и ты, и все эти личности, цари и воины, которые собрались здесь – все индивидуальности. В прошлом все были индивидуальностями. В настоящем мы все индивидуальности. И в будущем все останутся индивидуальностями.
Предположим, нам могут представить ещё один документ. Вследствие невежества. Например, животное. Оно думает, что в пустыне вода. Оно видит в пустыне воду. Из-за определённого отражения Солнца в пустыне. Иногда это можно также увидеть на улице, когда Солнце светит очень ярко. Нам кажется, словно где-то вода, впереди вода. И животное, поскольку у него нет знания, оно несётся к этой воде в пустыне. Хотя воды никакой нет. Но разумный человек, как вы и я, то есть человеческое существо знает, что там нет никакой воды. Животное совершает эту ошибку, поскольку у него нет достаточного знания. Но человек, который обладает достаточным знанием, не совершает такую ошибку.
Преданная: Но разве животное делает такую ошибку? Я думала, что животное... Мы бы не увидели воду, потому что наши глаза говорят, что это мираж в пустыне.
Шрила Прабхупада: Да, я имею ввиду, что любой разумный человек, обладающий знанием, скажет что это просто отражение Солнца, это не вода, он никогда не пойдёт туда. Он знает, что бесполезно искать воду в пустыне.
Точно также, если Шри Кришна, Он никогда не скажет, что в будущем мы не останемся индивидуальностями. Он говорит, что в будущем также мы останемся индивидуальностями. Он не может дать нам ложное представление.
Представим, что в будущем мы не останемся индивидуальностями. После освобождения, представим, что мы не останемся индивидуальностями. Но Шри Кришна не может дать вам такое ложное указание. Также как разумный человек не может отправить вас: Иди туда, там в пустыне ты найдёшь воду. Человек, который обладает совершенным знанием – никогда не даст вам такого указания. Животное может пойти туда, но это другое дело. Точно также, когда Шри Кришна говорит: в будущем мы все, ты, я, и все эти личности, в будущем также мы сохраним свою индивидуальность. Так что это не является ложным указанием.
Что вы хотите сказать? ….
Что вы хотите сказать? ….
Конечно. Но означает ли это что высказывание Бхагават-гиты… Да, я дам вам точное значение. на тв эвахам. Я также не буду. Ахам. Означает Я. Джату означает никогда. Никогда означает ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем. Джату кадачит. Кадачит означает в любое время. То есть всегда. Либо никогда.
Насам. Мы не существовали. на твам. Я и ты. Неме и эти. Джанадхипах все эти цари.
Насам. Мы не существовали. на твам. Я и ты. Неме и эти. Джанадхипах все эти цари.
Итак, здесь несколько лиц. Я – это первая личность, Ты – вторая личность, и все эти джанадхипах третье. на чаива на бхавишйамах. Это не так, что в будущем, мы не будем продолжать существовать. Также Я, ты, и все эти личности. Понимаете? Сарве. Соответственно об этом говорится сарве. Они никогда не сольются во что-то одно. Сарве означает множественное число. Джанадхипах то есть множество. Я, ты и они в будущем мы также продолжим подобное существование. Мы также будем существовать. сарве вайам атах парам. После этого. Вы можете посчитать, это 12-ый стих, второй главы Бхагават-гиты /БГ 2.12/.
Я уже объяснил. Поскольку Шри Кришна является Верховной Личностью Бога и поскольку у него ясное видение, и поскольку у него полное знание, Он не может давать нам ложные указания, ложные наставления. Всё что Он даёт – совершенно. Поэтому мы должны верить, что в будущем, даже после освобождения...
Существуют разные типы освобождения. Один из них, одно освобождение – стать единым с Господом. Единым со Всевышним. Это называется саюджья мукти, то есть растворение в бытии Всевышнего. Есть другие также. Это освобождение – это один из пяти типов освобождения, это не единственное освобождение.
Это означает что...
Это означает что...
Мы, мы все – индивидуальные существа. Изначально мы все индивидуальны, индивидуальности. Бог – это Отец, или творец, или источник всей жизни, источник всего бытия, вы можете назвать как хотите, но мы были созданы таким образом:
эко бахунам
/Катха-упанишад, 2.2.13/
/Катха-упанишад, 2.2.13/
Бог стал многим. В Ведах также есть концепция. Многие, все эти многие, все мы также Бог. Точно также огонь - рассеиваются искры, искры выскакивают из костра и они также является неотъемлемыми частицами огня. И также мы - неотъемлемые частицы Всевышнего. Он захотел стать многим. Он стал многим, и мы как раз и есть эти многие. И мы не отличны от Бога.
Мы не отличны от Бога, но поскольку Он захотел стать многим, - мы стали многим. Суть в том, что когда Господь пожелал стать многим, за этим должна была быть какая-то цель. Иначе зачем Ему становиться многим? Он один, без соперника, Он один, только один. Это замечательно.
Но почему Он стал многим?
Человек должен задать вопрос: Почему Бог стал многим. И ответ: Поскольку Бог
Человек должен задать вопрос: Почему Бог стал многим. И ответ: Поскольку Бог
сат-чит ананда виграха /Брахма-самхита, 5.1/
Он есть всё наслаждение. Поэтому, если нет многих, то нет наслаждения. Если нет множества, то нет наслаждения.
Например, я сижу здесь целый день, один. Но я становлюсь более активным когда вы приходите. И мне доставляет это больше наслаждения, чем когда я сижу один. Если мы хотим наслаждаться чем-то, у нас должно быть много. Человек не может наслаждаться чем-то один. Наслаждение – это когда наслаждаются многие. И Бог по природе
Например, я сижу здесь целый день, один. Но я становлюсь более активным когда вы приходите. И мне доставляет это больше наслаждения, чем когда я сижу один. Если мы хотим наслаждаться чем-то, у нас должно быть много. Человек не может наслаждаться чем-то один. Наслаждение – это когда наслаждаются многие. И Бог по природе
анандамайо 'бхйасат /Веданта-сутра 1.1.12/
Он всегда полон наслаждения, полон блаженства. И если Он хочет стать многим, он может стать многим, - Он всемогущий. Какое возражение мы можете найти? Он может проявить себя в различных формах, мы цитировали стих из Брахма-самхиты.
адваитам ачйутам анадим ананта-рупам /Брахма-самхита 5.33/
ананта-рупам означает бесконечное число форм. И всё же, он остаётся один. Несмотря на то, что бесконечное число форм. Он остаётся один.
Точно также, как Солнце, если вы поставите здесь миллион горшочков с водой. В каждом горшочке вы увидите отражение Солнца. Но эти миллионы отражений Солнца, если вы видите эти отражения Солнца, это не означает что Солнце потеряло свою единую сущность. Солнце осталось одним, единым.
Также есть ведическая концепция. Она соответствует этому, что мы подобны отражению. Мы подобны таким отражениям. И эти многие формы Бога произошли из желания Бога. Потому что у Бога было определённое желание, трансцендентное желание наслаждаться с многими. Он наслаждается со своей собственной энергией, поскольку Он Всесовершенный.
Например, если я захочу наслаждаться жизнью, я захочу семью, я захочу жену, я захочу детей, я захочу друзей, я захочу слуг. И прежде чем иметь жену, я должен подумать: Поскольку я ограничен, я должен дважды подумать. Смогу ли я содержать жену, смогу ли я содержать своих детей в будущем. То есть всё это нужно учесть. И в настоящее время в современном обществе каждый молодой человек думает так. Когда возникает вопрос о женитьбе, все начинают думать так. И вот эти размышления, это следствие нашего несовершенства. Поскольку мы не всемогущи. Именно поэтому мы думаем так. Но если мы говорим, что Бог всемогущий, это означает что Он может заботиться о любом количестве детей и о любом количестве жён. Иначе просто не будет смысла говорить, что Он Всемогущий. Точно так же Бог стал многим, и Он, у него был план затем, когда Он размышлял о том, чтобы стать многим.
Итак, если кто-то из этих многих захочет снова слиться в бытии Господа, у Бога нет никаких возражений на этот счёт. У Бога нет возражений на этот счёт. Из Бога мы произошли, многие.
Представьте, что я или вы не хотите оставаться одним из многих. Я хочу слиться с Ним. Если вы хотите, это называется Саюджья-мукти. И если вы хотите, Бог не отрицает это. Хорошо, ты можешь слиться со мной. Но это не означает, что те другие многие также сольются с Ним. Если я индивидуально хочу слиться с бытием Бога, это не означает, что все другие многие хотят того же. Потому что многие означает не только я. Есть миллионы и миллиарды и триллионы многих. И из этих триллионов, миллиардов кто-то один хочет слиться с существованием Бога. Бог всемогущий. Зачем ему отрицать это? Хорошо, слейся со мной. Если ты не хочешь сохранять свою индивидуальность, если ты хочешь слиться со Мной, - хорошо, милости просим.
йе йатха мам прападйанте /БГ 4.11/
И в Бхагават-Гите вы найдёте. Каждый хочет видеть Меня в том или ином обличье. Я выполняю желание каждого.
Итак, единство, то есть когда человек сливается с существованием Бога, это не основное правило. Это только какой-то особый случай, особый пример, когда кто-то желает слиться с существованием Бога. И Он может сделать это, у Бога нет возражений на этот счёт. Это не означает, что это основное правило, что все сливаются с существованием Бога. Есть и другие.
Другой пример, посмотрите. Обычно даётся этот пример. Реки, все реки текут в море, и сливаются с морем. Или например, капля в воде океана. Если её поместить в океан, она потеряет своё отдельное существование. Она просто сливается с океаном. Замечательно. Если вы увидите океан, вы увидите миллионы и миллионы капель, которые появляются благодаря тому, что волны сталкиваются друг о друга. Вы видели когда-нибудь? Это постоянно происходит. И некоторые из них снова падают в воду и теряют своё существование, как капли. Но это не означает, что сотворение капли прекращается. Даже из этого примера вы можете увидеть смысл. Когда воды реки сливаются с водами моря, это не означает, что реки прекращают своё существование. Реки остаются.
Это другой пример. В воде много морских животных, водоплавающих. И они, точно также, как капля воды, происходит из морской воды, и снова растворяются в этой морской воде. Это замечательный пример. Но эти рыбы, эти водоплавающие, они также рождаются в этой воде. Никто не приносил этих водоплавающих откуда бы то ни было. Они родились в этой воде. Точно также, как капля воды родилась в этой воде. Подобным образом эти живые водоплавающие существа также родились в воде. Капля сливается с водой, и теряет своё существование. Но это не означает, что другие живые существа, которые находятся в этой воде, миллионы и миллиарды, также теряют существование. Нет. Они сохраняют своё отдельное существование.
Итак, некоторые из живых существ могут слиться с бытием Бога. Это называется саюджья-мукти. Но существуют миллионы, миллионы, и миллиарды существ, - ананта. И они желают сохранять своё существование и наслаждаться общением с Богом. В этом разница между гьяни и бхактой.
Конечная цель гьяни –
Конечная цель гьяни –
нирведа браману сантанам
они желают стать единым со Всевышним. Гьяни не желает сохранять отдельное существование от Всевышнего, он хочет слиться с ним.
Преданная: Вы имеете ввиду гьяни-йоги?
Шрила Прабхупада: Гьяни, не йоги. Гьяни означает философы. Философы-эмпирики. Брахмавади. Те, кто хотят слиться с существованием брахмана. Их называют гьяни. А те, кто медитирует на Бога в себе, называются йогами. Это общее определение. А тот, кто поклоняется Верховной Личности Бога называется преданными.
Преданная: Как они называются? Вы сказали гьяни?
Шрила Прабхупада: гйани, йоги и бхакты.
Преданная: Бхакты?
Шрила Прабхупада: Бхакта.
Преданная: Гьяни как вы произносите?
Шрила Прабхупада: G n a n i. Произношение такое. Итак, высшая истина это брахман, параматама, и бхагаван. Высшая истина.
Мы уже объяснили, что каждое индивидуальное живое существо обладает своей индивидуальной незначительной независимостью. Господь дал нам эту независимость. Итак, в силу своей независимости я могу принять либо Верховную Личность Бога. Я могу принять всепронизывающую Сверхудушу. Я могу принять Его как всепронизыващий брахман, безличное брахмаджйоти, сияние брахмаджйоти. И всё это приложимо к Абсолютной Истине. Это зависит от моего выбора. Хочу ли я раствориться в бытии Господа, или же я пожелаю сохранить мою индивидуальность и общаться с Ним как друг, как отец, мать, как жена. Точно также как у нас есть взаимоотношения. То есть это зависит от моего выбора.
Итак, если мы проведём сравнительный анализ, если мы растворяемся в бытии Бога, то по крайне мере, по мнению бхакт, это неприемлемо. Бхакты не могут принять это. Они знают: Бог создал меня как индивидуальное существо. И у Него была определённая цель. Но поскольку он создал меня для определённой цели, я должен выполнить эту цель. Я должен выполнить эту цель.
Я приведу другой, грубый пример. Например, у матери несколько детей, полдюжины детей. Таково желание матери. Мать или отец – тоже самое, смотря кто несёт ответственность за детей, они хотят быть счастливыми. Просто хотят счастья. Иначе зачем они берут на себя столько неприятностей? Они целый день работают, ради того, чтобы поддерживать детей. Потому что дети приносят какую-то радость. Никто ведь не будет принимать на себя столько беспокойств. Но дома они могут радоваться, видя детей. Именно поэтому они заботятся о детях. Именно поэтому они принимают так много беспокойств на себя. И в тоже самое время дети, у детей тоже могут быть какие-то неприятности. Если один какой-то ребёнок обращается с просьбой к матери: Мама, ты родила меня, но я вижу, что моя жизнь приносит мне одно горе. Пожалуйста, положи меня обратно в свой живот. – Разве это хорошее предложение? Нет, это совсем не хорошее предложение. Это просто разочарование. И мать скажет: О, мой дорогой сын, у тебя горе? Ты в беде, ты снова хочешь войти в моё чрево, хочешь слиться с моим бытием. Конечно же, мать не может выполнить эту просьбу. Она не может. Но, если с этой просьбой человек обращается ко Всевышнему Господу, то Господь может принять эту просьбу. Для Него нет ничего невозможного. Ты хочешь слиться с Моим бытием? Ну хорошо. Я принимаю тебя. Суть в том, что когда сын просит мать или отца, нужно посмотреть, является ли он разумным человеком. Разумный сын, интеллигентный сын подумает: Мой отец и моя мать воспитали меня, они зачали меня, они дали мне жизнь, - замечательно, будем служить нашим родителям. Пусть они будут счастливыми. И наша деятельность должна быть такой. Это естественный ход событий. Это естественно.
Поскольку Господь создал нас, многих индивидуальных живых существ, мы Его неотъемлемые частицы. Точно также, как отец и сын, или мать и сын, сыновья это части тела матери. Мы получили это тело от тела матери. Это факт.
И точно также вы найдёте в Бхагават-Гите, что эта материальная природа является матерью, а Господь – это отец. /БГ 14.4/ И отец вкладывает семя во чрево матери. Все мы выходим из чрева, из этого чрева. Все мы получаем это материальное тело.
И точно также вы найдёте в Бхагават-Гите, что эта материальная природа является матерью, а Господь – это отец. /БГ 14.4/ И отец вкладывает семя во чрево матери. Все мы выходим из чрева, из этого чрева. Все мы получаем это материальное тело.
Итак, раствориться в существовании Всевышнего Господа. Если какая-то индивидуальная душа, индивидуальное живое существо предлагает это. Это может быть принято Господом. Саюджья-мукти. Это не очень трудно для Него. Но, суть в том, что мы должны задуматься, - хорошо ли это для нас? Должны ли мы думать таким образом? Это уже наш выбор, если мы хотим раствориться. Вы понимаете, какую мысль я провожу? Если вы хотите раствориться в бытии Бога. Точно также, если ваш сын желает раствориться в вашем бытии, человек – это невозможно для вас. Но это не является невозможным для Бога. Бог может принять: Ну хорошо, если ты хочешь раствориться во Мне, хорошо, Я принимаю. Это не является невозможным. Таково растворение в бытии Бога. Это освобождение такого рода. Но это не конечное освобождение.
Вы хотите сказать что-то?
Вы хотите сказать что-то?
Преданный: Гьяни, вы хотите сказать, вы имеете ввиду освобождение от чтения литературы?
Шрила Прабхупада: Существуют другие индивидуальности, другие индивидуальности которые не согласятся с таким освобождением. Они хотят сохранять свою индивидуальность, и наслаждаться в компании Верховной Личности Бога. Точно также, как Арджуна. В 4-ой главе вы увидите /БГ 4.1/, как Арджуна, когда Шри Кришна сказал Арджуне: Эта система йоги сначала была поведана богу Солнца. Арджуна спросил: Как это так? Ты же мой современник. Как же ты можешь говорить, что ты поведал эту систему йоги богу Солнца? Это означает, что миллионы и миллиарды лет до этого времени. Как так может быть?
И это очень разумный вопрос. И на этот вопрос Господь отвечает: Мой дорогой Арджуна, ты и Я, мы принимали рождение много раз, но ты забыл об этом. Я же не забыл. И поскольку Арджуна выбрал это трансцендентное блаженство, он захотел сохранять это общение с Господом. Если кто-то желает сохранять это общение с Господом, милости просим. Существует пять различных типов отношений с Богом: шанта, дасья, сакхья, ватсалья.
Преданная: Вы не могли бы назвать по-английски пять типов освобождения? Когда человек сливается с Богом.
Шрила Прабхупада: Когда он сливается с бытием Бога это называется саюджья-мукти.
Преданная: Но, на английском как это называется?
Шрила Прабхупада: На английском сюджья, слиться. Да, слиться.
Преданная: Означает освобождение, когда вы сливаетесь с Господом. Что там второе?
Шрила Прабхупада: Хорошо, я объясню. Мукти. Мукти означает освобождение. Мы находимся в эгоистическом состоянии в этом материальном теле. И мукти означает, что мы освобождаемся от материального существования и обретаем свою духовную жизнь. То есть правильную жизнь. Это называется мукти. Точно также, как человек, страдающий лихорадкой, когда он уходит от этой лихорадки, это называется мукта. Когда лихорадка оставляет его. Это рогья мукта. Рогья мукта означает, что он освобождается от болезни.
Точно также мукти означает как только мы освобождаемся. Состояние, когда мы освобождаемся от материальной концепции жизни, от этой запутанности в материальном теле, это называется мукти. Брахма-бхутах. /БГ 18.54/
То есть доктор Мишра учит этому. Он учит тому, что я не есть это тело также. И таков процесс, весь процесс получения. Мы уже обсуждали это. И тоже самое очень хорошо объясняется в Бхагават-Гите. Объясняется, что мы не есть это тело.
Наше материальное отождествление ложно. И теперь мы пришли к такому моменту: я не есть это тело. Поскольку я не есть это тело, - у меня нет связи с этим миром. Поскольку у меня нет связи с этим, потому что моя связь с этим миром это следствие моего тела. Это из-за моего тела я считаю какую-то женщину своей женой. Поскольку у меня есть телесная связь с ней. И я считаю кого-то своим сыном, поскольку у меня есть телесная связь с ним. Я считаю этот город, эту страну своими, поскольку моё тело выросло на этой земле.
И, таким образом, как только человек освобождается от концепции отождествления себя с телом, он становится освобождённой душой. Вы найдёте в Бхагават-Гите, в последних главах, что как только человек освобождается от этой концепции, он становится прасаннатма.
Поэтому вы найдёте в Бхагават-Гите в последних главах объяснение такое: как только человек освобождается от этой концепции, он становится прасаннатма. Он понимает: у него нет никакой ответственности.
брахма-бхутах прасаннатма на шочати на канкшати /БГ 18.54/
Как только он освобождается. Как например, человека оставляет эта лихорадка, или какая-либо болезнь, он излечивается, он видит, что он счастлив: О, моя болезнь ушла, я счастлив. И точно также, как только мы приходим к духовному пониманию нашего существования, наша жизнь будет радостной, это признак этого. Когда человек освобождается от материального существования, мукти, то есть достигает мукти. Мукти можно достичь даже в этой жизни. Это просто, вопрос просто в убеждённости. Теперь мы твёрдо убеждены. В том, что я есть это материальное тело.
Позавчера я вам приводил пример с Сократом. Но он был убеждён: я не есть это тело. Ему предложили яд, и он с радостью принял его. - Что это такое? Я приму это.
Поскольку он был мукта-пуруша. Он был освобождённой душой. Не имеет значения, вы хотите убить меня? Убейте меня. Мне нет никакого дела до этого. Всё в порядке. И это освобождение.
Поскольку он был мукта-пуруша. Он был освобождённой душой. Не имеет значения, вы хотите убить меня? Убейте меня. Мне нет никакого дела до этого. Всё в порядке. И это освобождение.
Итак, освобождение бывает пяти видов.
Одно освобождение – это слияние с бытием Всевышнего. Мы родились от Всевышнего Абсолюта. И после освобождения мы сливаемся с существованием Всевышнего, это называется саюджья мукти. Помимо саюджья мукти есть другие пять мукти, пять видов мукти, которые принимает вайшнавская сампрадая, или преданные Господа. Те, кто являются чистыми преданными, не желают никакого мукти. Они не желают никакого мукти, хотя им предлагается это освобождение. Они просто хотят служения Богу. Они готовы страдать любыми страданиями, но на них не влияют эти страдания.
Одно освобождение – это слияние с бытием Всевышнего. Мы родились от Всевышнего Абсолюта. И после освобождения мы сливаемся с существованием Всевышнего, это называется саюджья мукти. Помимо саюджья мукти есть другие пять мукти, пять видов мукти, которые принимает вайшнавская сампрадая, или преданные Господа. Те, кто являются чистыми преданными, не желают никакого мукти. Они не желают никакого мукти, хотя им предлагается это освобождение. Они просто хотят служения Богу. Они готовы страдать любыми страданиями, но на них не влияют эти страдания.
А почему они хотят этого, чистые преданные? Они хотят следующее. Они думают: Я должен служить Всевышнему Господу. Такова их миссия. Но так или иначе, эти бхакты, или преданные Господа, для них есть другие 4 типа мукти, - и что это за мукти?
Итак, саюджья мукти это первое, слиться. Затем сварупья, сварупья-мукти, означает духовное тело становится, то есть черты духовного тела становятся такими же, как черты Верховного Господа.
Например, Нараяна. У Нараяны 4 руки. Он держит шанку, чакру, гаду, и падму. То есть цветок лотоса, раковину, булаву, и чакру. Итак, каждый, кто принимает эту сварупья-мукти, он становится таким же, как Господь и обретает такую же форму. Это называется сварупья-мукти. Sarypiwe.
Например, Нараяна. У Нараяны 4 руки. Он держит шанку, чакру, гаду, и падму. То есть цветок лотоса, раковину, булаву, и чакру. Итак, каждый, кто принимает эту сварупья-мукти, он становится таким же, как Господь и обретает такую же форму. Это называется сварупья-мукти. Sarypiwe.
Преданная: Сварупья.
Шрила Прабхупада: Да. Сварупья мукти.
Преданная: Муктья или мукхи?
Шрила Прабхупада: Мукти, да.
Преданная: А третье что?
Шрила Прабхупада: Третье. Итак, два я уже объяснил, сайджья и сварупья. Затем салокья. Салокья означает, когда вам даётся право жить на той же самой планете, где обитает Господь. Это салокья. И затем саршти. Sarsti. Саршти означает обладать тем же самым богатством. Как мы уже объясняли богатство. Такое живое существо получает тоже самое богатство, которое есть у Бога. Оно становится таким же, как Господь, практически. Он становится таким же могущественным. Это называется саршти. И последний тип освобождения – самипья. Самипья означает, что он всегда остаётся в обществе Господа.
Как например, Арджуна. Арджуна всегда. Всякий раз, когда Господь воплощается, приходит Арджуна. Это самипья. Они никогда не разлучаются. Точно также, как муж и жена. Никогда не разлучаются. Или отец и сын. Конечно же, сейчас по-другому. Но, как правило, члены семьи всегда живут вместе, самипья. Отец и сыновья, жена, и другие родственники. Все они живут вместе. И это самипья мукти. Самипья мукти означает всегда оставаться в качестве спутника Господа. Это и есть самипья мукти.
Таковы пять типов мукти. И смысл в том, что даже после освобождения мы, живые существа сохраняем свою индивидуальность. Либо как спутник Господа, либо как житель планеты Господа, либо мы обладаем теми же особенностями тела, что Господь, таким же телом. То есть, бывает по-разному.
Человек может слиться также с существованием Всевышнего. Это тоже приемлемо. Но это не единственное освобождение, слиться с Господом. Это одно из освобождений. Но преданные Господа не принимают такое освобождение. Они не хотят сливаться с Господом, они хотят наслаждаться обществом Господа. В этом разница. Но и те, и другие, хотят освобождения. Растворение в существовании Бога, это тоже освобождение. Но сохранять индивидуальность и наслаждаться обществом Господа – это также освобождение. Правда?
Преданная: Могу ли я сказать, что 4 других типа – это то, что вы называете полубогами? Есть полубоги.
Преданная: Не освобождены?
Шрила Прабхупада: Нет. Это управляющие, наделённые определёнными полномочиями, для управления этим материальным существованием. Как например, бог Солнца. Это полубог. Или Луна.
Преданная: А как насчёт господ, которые действуют?
Шрила Прабхупада: А?
Преданная: Да, господа, которые действуют. Властелин это Господь, но существуют различные Господа, различные управляющие различных категорий, как вы называете, вы упоминали. Различной степени.
Шрила Прабхупада: Каждый является слугой Господа. Различные степени могущества. Но представьте, например, Солнце. Главное живое существо, главная личность на этой планете, на планете солнце это бог Солнца. И его положение и моё положение между этими положениями огромная разница. Он поддерживает такую планету, и он находится там в качестве главного лица, главного живого существа. И его уровень могущества намного больше, чем уровень могущества президента Джонсона, или какой-нибудь подобной личности. Понимаете? Но этот уровень могущества, эта степень могущества ещё не делает его Богом. Он не Бог, он также слуга Бога. Каждый, даже Брахма.
Есть стих в Чайтанья-чаритамрите:
экале ишвара кришна, ара саба бхритйа /ЧЧ, Ади, 5.142/
экале ишвара кришна, ара саба бхритйа /ЧЧ, Ади, 5.142/
Этот стих переводится так: индивидуальные живые существа, их очень много. Но все они являются слугами Господа. Их положение может быть выше или ниже, в различной степени, но это не делает их равными с Богом. Положение Бога совершенно другое, отличается от их положения. Это также упоминается в системе йоги Патанджали. Господь - Всевышний. Он великий, Он величайший, асамаурдхва, никто не равен Ему, никто не более велик, чем Он, никто не может быть равен Ему, нет никого, более великого, чем Он. И нет никого, кто был бы меньше, чем он также.
Я ответил на вопрос?
Я ответил на вопрос?
Преданная: Да, вы часто упоминаете полубогов, и поэтому я...
Шрила Прабхупада: Да, полубоги, полубоги подобны вам и мне. Но степень их могущества отличается. Степень могущества моего и вашего.
Преданная: Но вы сказали также о Солнце.
Шрила Прабхупада: Солнце, да. Это тоже живое существо.
Преданная: Солнце это планета
Шрила Прабхупада: Солнце это планета, да, но контролирующее божество там также есть. Как например, на этой планете. Если вы поднимитесь вверх, вы увидите просто шарик. Но на этом шарике есть так много контролирующих божков или полубогов, президент Джонсон, премьер министр Индии, тот, этот и много других. Но если вы поднимитесь вверх, вы увидите просто шарик. Если вы поднимитесь на 90 млн миль, вы увидите Солнце, то есть отсюда, на расстоянии 90 млн миль вы увидите, что Солнце это просто шар. Но это не шар. Это планета гораздо больше, чем наша. И там есть города, и там живут люди, и там есть личность, там всё есть. Но они созданы из огня, их тело создано из огня. Ваше тело создано из земли. В этом разница. Точно также, как в воде. Вы не можете жить. Потому что ваше тело другое. Вы не можете жить в воде. Точно также водоплавающие не могут жить на земле, на суше. Точно также я не могу жить на планете Солнце из-за того, что моё тело не предназначено для этого. Но, это не означает что там нет живых существ. Там есть живые существа.
Весь материальный мир, в конце концов создан из 5-ти элементов. Земли, воды, огня, воздуха и эфира. Эти пять элементов, на какой-то планете вы обнаружите, что земля преобладает, преобладающий элемент. На какой-то планете вода преобладающий элемент. На какой-то планете огонь преобладает. А на какой-то воздух. Но это не означает, что там нет живых существ. Там есть живые существа. На Солнце преобладает огонь. В соответствии с медициной, с научной медициной, тепло и огонь убивают микробов. Но в огне также можно обнаружить живых существ.
Позавчера доктор Мишра приводил пример опиума. Опиум – это смертельный яд. Смертельный яд. Но и в опиуме вы также можете найти червяков.
Преданная: Кого?
Шрила Прабхупада: Червяков.
Преданная: Червяков?
Шрила Прабхупада: Да. Вы спросите, как это возможно? Да, там также есть живые существа. Если я приму каплю опиума, я умру. Но эти живые существа живут там, и они едят это, и они живут там. Но по той причине, что для меня невозможно есть опиум, и жить там, я не могу заявлять, что там не может быть живых существ.
Точно также вы понимаете, что вы не можете жить в огне, но это не означает, что на планете Солнце нет живых существ. Там есть живые существа.
И в Бхагават-Гите вы можете прочитать, что живая душа не может быть сожжена огнём /БГ 2.23/. Её нельзя сжечь огнём, потому что она духовна. Материальные элементы не имеют могущества уничтожить душу. Душа не может быть сожжена огнём. И на каждой планете, на каждой планете есть живые существа. Таков вывод.
И существуют также разумные живые существа. И на высших планетах живёт больше разумных существ, они называются полубогами. Эти полубоги, они имеют квалификацию, практически равную Верховному Господу. У них такая квалификация. Девы. Девы это санскритское слово. На самом деле дева означает Верховный Господь. Но когда вы говорите девас. То есть девас – это покорные слуги Господа. Все покорные слуги Господа это девы. Они очень могущественны. Когда вы становитесь покорным преданным Господа, вы можете получить такое положение. На Солнце, на Луне, на райских планетах, на планетах Брахмы. Так что преданные Господа не в проигрыше. Они получают ещё больше могущества, для того, чтобы управлять. И поэтому они называются девами. Девы.
Это те кто...
Это те кто...
Существует два слова на санскрите. Девы и асуры. Определение этих девов и асуров следующее:
вишну-бхакта смрито даива
асурас тад-випарйайах
/Падма пурана/
асурас тад-випарйайах
/Падма пурана/
асурас тад-випарйайах, вишну-бхакта – те, кто являются преданными Господа, называются девами. Такова разница между девами и асурами. Не означает, что асуры должны быть обязательно уродливое лицо. Он может быть даже очень красивым человеком, но тем не менее, быть асуром. Но даже если кто-то уродлив, он может быть девой. Например, Хануман. Хануман это дикое животное, он даже не человек, он был животным. Он происходил от обезьян. Но он великий преданный Господа Рамачандры. Поэтому он дева.
Итак, вишну-бхакта смрито даива. Те, кто являются беспримесными преданными Господа, называются девами. А те, кто настроены против покорности Господу, называются асурами. Любой. Не обязательно человек. Может быть любой. На высших планетах вы обнаружите, что все обитатели там – великие преданные Господа. Поэтому они называются девами, полубогами. И поэтому они уполномочены управлять этим материальным миром. Точно также, как хорошо знакомым людям в правительстве даются ответственные посты. Подобно этому преданным Господа позволено занимать посты полубога Солнца, полубога Луны, Индры, бога Рая, Брахмы, и так далее Маричи, и многих других.
Преданная: Они очень много работают с музыкой?
Шрила Прабхупада: Да. Там всё есть. Почему вы думаете, что только здесь на планете есть всё, а там – ничего? Это наше незнание, наша глупость. Например, вы никогда не были в Индии, но, я просто приведу пример. Если вы думаете, что индийцы, они не едят, они не спят, не женятся, - то это сумасшествие. Это сумасшествие, если вы думаете, что индийцы не едят. Вы не видели их. Но вы так думаете. Вы так можете думать. Но они такие же люди, как и вы.
Как например, в моём случае. Когда я был в Индии, я думал, что Америка это нечто чудесное. Но вы ещё не увидели чудесного. Теперь я вижу, что на самом деле никакой разницы. Единственная разница в том, что у людей здесь цвет тела белый, а у индийцев другой цвет. То есть не белый. Но там есть также белые люди. В Америке вы найдёте самые разные цвета кожи, начиная с тех цветов, которые американцы и европейцы и до чёрного цвета, какие у негров, всё можно найти в Индии. У нас очень много цветов тела.
Как например, в моём случае. Когда я был в Индии, я думал, что Америка это нечто чудесное. Но вы ещё не увидели чудесного. Теперь я вижу, что на самом деле никакой разницы. Единственная разница в том, что у людей здесь цвет тела белый, а у индийцев другой цвет. То есть не белый. Но там есть также белые люди. В Америке вы найдёте самые разные цвета кожи, начиная с тех цветов, которые американцы и европейцы и до чёрного цвета, какие у негров, всё можно найти в Индии. У нас очень много цветов тела.
Итак, я искренне признаюсь, что когда я был в Индии, я думал что в Америке совершенно другие люди. То есть то, что они думают по-другому. Я думал, что там так много различий, но я вижу, что нет никаких различий. Вообще. Нет вообще никаких различий. Только тела различаются.
Преданная: Когда я изучаю поведение голубей, то я вижу, что те же самые голуби, они играют на улице точно также как индийские голуби, я вижу воробьёв, - нет никакой разницы.
Шрила Прабхупада: Да, но помимо воробьёв и других птиц, как правило...
Преданная: В Америке птицы больше чем в Европе.
Шрила Прабхупада: Да, я видел. Птицы больше. Да, да, я допускаю это, да. Они крепче и сильнее. Да.
Преданная: Да, они крепче и сильнее.
Шрила Прабхупада: Например, белки, я видел в парке. Они тоже больше.
Преданная: Да, они больше.
Шрила Прабхупада: Это естественно, видите. Например, африканцы. Они выше, чем арийцы. Даже ваши чёрные негры выше чем американцы. Конечно, есть какая-то разница. Но, и что. Но на самом деле на первый взгляд нет никакой разницы.
Точно также на планете Солнце или планете Луна живут люди, человеческие существа, подобные нам. И они называются девами. Поскольку они выше по разуму и они более могущественны, чем мы. И у них совершенно другие тела. Степень их силы другая. И всё остальное также другое.
Даже великие учёные, такие как доктор Меганатхасар в Индии, подтвердили, что нет никакой причины не верить, что на других планетах есть жизнь. Как можно утверждать такое, что там нет жизни? Просто потому, что вы не были в Индии, вы говорите там нет никакой жизни, там пусто.
Даже великие учёные, такие как доктор Меганатхасар в Индии, подтвердили, что нет никакой причины не верить, что на других планетах есть жизнь. Как можно утверждать такое, что там нет жизни? Просто потому, что вы не были в Индии, вы говорите там нет никакой жизни, там пусто.
И эти люди отправляются на Луну, и они говорят, что она полна пыли, что там одна пыль, что там одна глина, и что-то вроде этого. Такая глупость. Это означает, что они никогда не достигли этой планеты. Они сфотографировали там что-то и вернулись. И они сегодня объявили по радио, что они там видели летающие тарелки. Да. Пусть болтают всякую чепуху.
У нас есть информация о том, что Луна это чудесная планета, и там есть жители, и они очень разумны. И люди, которые совершают здесь очень благочестивую деятельность, на этой планете, возвышаются до планеты Луна. И там также очень холодно.
У нас есть информация о том, что Луна это чудесная планета, и там есть жители, и они очень разумны. И люди, которые совершают здесь очень благочестивую деятельность, на этой планете, возвышаются до планеты Луна. И там также очень холодно.
Точно также, как в ваших европейских странах и в Америке, вы европейцы и американцы, привыкли пить спиртное, потому что климат очень холодный. Но индийцы не привыкли к этому. Но в Европе люди считают, что необходимо пить спиртное. А на Луне так холодно, что они пьют сома-расу. Они живут за счёт этого. Это такой напиток, опьяняющий напиток, он называется сома-раса. И в Аюрведе описывается, что это такое. Там даётся рецепт сома-расы. Если кто-нибудь смог бы приготовить эту сома-расу здесь, и если бы он выпил сома-расу, он стал бы бессмертным. Это означает что продолжительность его жизни увеличилась бы. Такие описания есть. Так что там также есть разумные живые существа.
Преданная: А что у них за тела?
Шрила Прабхупада: Тела? Тела могут отличаться. Точно также, как ваше тело отличается от моего. У вас другое тело. У вас тело отличается, но это не означает, что вы – не живое существо. Или у меня, например, тело отличается от вашего, это не означает, что я не живое существо. Живое существо это не тело. Могут быть различные тела, это не имеет никакого значения. Зачем уделять ему так много внимания, зачем отождествлять себя с телом? В этом вся суть. Вы увидите, что ваше тело отличается от животного тела.
Комментариев нет:
Отправить комментарий